История появления тахографа
История появления и применения тахографов берет свое начало в годы активного развития автомобилестроения. Этому способствовало стремление владельцев транспортных компаний контролировать действия своих подчиненных. В основе первых приборов данного типа лежали часовые механизмы и выпускались они также на предприятиях, занимавшихся производством часов. История развития таких средств контроля и их усовершенствования неразрывно связана с развитием автомобильной отрасли.
Появление первых устройств
К первым приборам из-за особенностей их конструкции применялись не слишком высокие требования. Тахографы должны были всего лишь осуществлять контроль скорости и пройденного расстояния в соотношении со временем.
Дальнейшее развитие транспортных сетей и значительное увеличение нагрузки на них привело к тому, что ужесточились требования по безопасности дорожного движения. Из-за этого возможностей технических средств с часовым механизмом оказалось недостаточно. Благодаря внедрению цифровых технологий это оборудование перешло на абсолютно новый уровень и дало возможность осуществления полного контроля не только над скоростным режимом и пройденным расстоянием, но так же и над количеством часов, которые водитель провел за рулем.
Главным отличием цифрового прибора стал не столько широкий набор функций, сколько возможность сохранять всю необходимую информацию на носителе, имеющем независимый источник энергии и последующий ее просмотр в любое удобное время. Также в значительной степени возросла защита от несанкционированного доступа к показаниям прибора с целью их фальсификации.
В современных тахографах доступ к хранящейся информации можно получить при наличии одного из 4 ключей, так называемых смарт-карт:
- Карта водителя — на ней хранятся данные о поездках на протяжении года;
- Карта мастерской — дающая доступ к настройкам и параметрам прибора;
- Карта компании — дает возможность считывания данных о передвижении транспортных средств, а в случае необходимости и закрытия доступа к данным для других компаний;
- Карта инспектора — позволяет работнику ГИБДД получить из памяти данные о нарушениях допущенных водителем, таких как несоблюдение режима сна или превышение скорости. Она также дает возможность ознакомиться с возможными сбоями оборудования, отключением питания устройства, или датчика скорости.
Такое нововведение позволяет снизить количество ДТП, связанных с превышением скорости, или тем, что водитель уснул за рулем от усталости.
Тахографы в России
Начало распространения тахографов в России можно отнести ко второй половине 1996 года. Причиной тому послужило постановление правительства №922, которое обязывало установить данное оборудование на все грузовые транспортные средства и автобусы, осуществляющие междугородние перевозки. Это было сделано для повышения безопасности на дорогах за счет соблюдения норм по режиму труда и отдыха водителей.
На сегодняшний день это постановление устарело и перестало соответствовать действующему законодательству. В 2010 году ему на смену пришел новый законопроект, обусловленный требованиями международного договора ЕСТР, согласно которому все грузовые транспортные средства с полной массой более 3.5 т и автобусы, оснащенные восемью и более посадочными местами, выполняющие междугородние перевозки, должны в обязательном порядке оснащаться устройствами контроля.
Для того чтобы произвести ремонт тахографа следует обращаться только в сертифицированные сервисные центры. В противном случае, за нарушение целостности пломб на корпусе устройства и несанкционированный доступ к его внутренним деталям, грозит административное наказание, предусмотренное действующим законодательством.