Как белорусский дальнобойщик, что сдавал на права со словарем, живет в США
«Первый рейс как первый блин — комом»
Быть фирмачом, надеть кожанку и ездить на подержанной иномарке — мечта многих молодых людей из 1990-х, но это утверждение точно не про героя нашего материала — Вадима. Как и все мальчишки, о машине в те годы он тоже мечтал, но только видел он себя не за рулем юркой легковушки — хотел ездить на большегрузе.
— Все эти модные тогда кооперативы и купи-продай были не для меня. Так что к окончанию школы я окончательно дозрел в своем желании и знал, куда пойду учиться, — признался Вадим.
«Чтобы крутить баранку, университеты не нужны», — посчитал парень и, едва дождавшись 18-летия, пошел на водительские курсы по категориям В и С. Потом три года Вадим работал на самосвале в дорожно-строительном тресте — возил песок и щебень на строящиеся дороги. Стаж по специальности дал Вадиму возможность открыть дополнительные водительские категории — Д и Е и наконец-то отправиться на большегрузе в дальние рейсы.
— Знакомый помог устроиться на работу в немецкую компанию водителем тягача. Фирма возила гуманитарку из Германии в Казахстан, вот я по такому маршруту и отправился на сорок дней. Но разочаровался и очень пожалел… — рассказал мужчина.
Первый рейс в Казахстан выпал на суровый и морозный декабрь.
— Я-то думал, что Казахстан — это тепло круглый год, арбузы. А с напарником приехали туда — холод жуткий, даже топливо в баке замерзло. Первый блин оказался комом: так намучался, что решил — такого «счастья» мне не надо, и уволился.
Вадиму тогда был 21 год. Он уже обзавелся семьей, на свет появился сынишка, а еще через некоторое время — дочка. Чтобы заработать побольше, днем возил пассажиров на 53-й маршрутке, а в выходные и по ночам таксовал.
Фото предоставлено читателем Александром
— Но прошло время — остыл от первого лихого рейса, мне снова захотелось пересесть на тягач и отправиться в дальние дали. Тем более в те годы в дальнобое хорошо зарабатывали — долларов по 700−900, это было круто.
«Ехал в Америку, а по-английски знал одно слово»
Пересесть на тягач Вадиму удалось. Только сделал он это уже не в Беларуси, и даже не в Европе, куда стремились уехать на заработки многие соотечественники, а за 8 тысяч километров от родины — в Соединенных Штатах Америки.
— Попал в Америку очень просто: в 2001 году туда на ПМЖ уехал мой отец, а я с женой и детьми за ним через два года — на воссоединение семьи. Страшно так круто менять свою жизнь не было — это ж двадцать лет с небольшим — какие тогда мозги были! Ни о чем не задумывался. Так мы попали в большой город Миннеаполис в штате Миннесота.
Уезжал Вадим в США без знания базового английского. Говорит, по-английски помнил только одну фразу из школьной программы: «Ландан из зэ кэпитал оф Грейт Бритн», да еще в самолете узнал слово ice — лед, потому что стюардесса все время его предлагала к напиткам.
Первые полтора года после переезда в США Вадим был разнорабочим на стройке, получал 3500 долларов в месяц. Параллельно готовился к сдаче экзамена на получение американского водительского удостоверения — с белорусскими правами в Америке работать нельзя.
— Устроиться дальнобойщиком здесь очень просто, вакансий много. Но сейчас для этого требуется постоянное место жительства. Знаю, что и того, кто имеет грин-карту, могут принять на работу. Кстати, в США есть большой плюс — учиться на водительских курсах никто не требует: уверен, что хорошо ездишь — иди сдавай экзамен и получай документ.
Фото предоставлено читателем Александром
Церковь на придорожном тракстопе
Кстати, медсправка для получения американского водительского удостоверения тоже нужна, но, по словам Вадима, получить ее за океаном гораздо проще, чем на родине.
— Я с ужасом вспоминаю, как в Беларуси надо было побегать по кабинетам, пройти много врачей. В Америке требуется лишь один визит к врачу, который стоит 60−80 долларов, время приема — минут пятнадцать. Медик спрашивает потенциального водителя о его болезнях, принимает анализ мочи, проверяет слух, зрение, меряет давление. Если все хорошо, дают справку на 2 года.
Скрывать от врача свои недомогания и заболевания никто даже не думает — ведь рано или поздно ложь раскроется и обманщика ждет огромный штраф и тюремный срок.
Пожив в США полтора года, Вадим все еще не очень хорошо знал английский язык, поэтому в дорожной полиции ему пошли навстречу и разрешили сдавать теоретический экзамен на права со словарем.
— Нужно было ответить на 200 вопросов. Сдавал этот экзамен я целую неделю — приходил и по словарю переводил каждое слово. Но сдал же!
Американские водительские права сделаны в виде пластиковой карточки с магнитной полосой на обратной стороне. Для проверки полицейский проводит права через специальный сканер — и все нарушения водителя выводятся на экран монитора
Практический экзамен на тягаче в Америке также проходит совсем не так, как в Беларуси. Чтобы пройти испытание, Вадим за 300 долларов арендовал на несколько часов тягач. Перед экзаменом показал переведенную и заверенную нотариусом «корочку» об окончании шестимесячных водительских курсов в Беларуси — «для них это было — вау, профи!».
— Практику сдаешь четыре часа: первые 120 минут ты ездишь по площадке на грузовике — привыкаешь к нему. А следующие два часа — непосредственно экзамен. Никаких трудностей при сдаче у меня не возникло, поэтому мне выдали американские водительские права категории А — это грузовик с прицепами с возможностью работать на коммерческом транспорте (Commercial license).
«Боялся, но сел на „носатый“ truck»
Вадим рассказал, что в Америке важно, чтобы у водителя, который устраивается на работу в компанию, был стаж управления автомобилем — тогда и оплата труда будет выше, чем у новичка.
— На первую свою работу водителем в США я устраивался как эмигрант из Беларуси. Кстати, в перевозках работает много выходцев из стран бывшего СССР. Своему будущему работодателю я сказал, что имею стаж вождения, показал подтверждающие документы. Два года работал у него на Freightliner Century и получал 35 центов за милю (1 миля — 1,61 км. — Прим. AUTO.TUT.BY) пробега. В месяц получалось примерно 4000−4500 долларов. Неопытному водителю за такую же работу платят 20−25 центов за милю.
Мужчина рассказал, что поначалу опасался ездить на «носатом» американском траке, но европейских грузовиков в США нет, поэтому пришлось привыкать.
— Американский трейлер длиннее европейского тягача с прицепом. Например, сам прицеп имеет длину 53 фута (16,2 метра), а вся сцепка — 80 футов (24,4 метра). Поначалу боялся, что тяжело будет справляться с такой «гусеницей». Но страх был напрасным.
Почти везде в США широкие дороги — ездить, поворачивать и перестраиваться из полосы в полосу не составляет труда.
— Конечно, по сравнению с «европейцем» американский тягач более шумный — это его единственный минус. Зато ездить на нем после наших МАЗов — настоящее удовольствие. На дороге они устойчивые, даже сильный боковой ветер не положит на бок этот грузовик. А про комфорт и говорить нечего! Кабина — настоящая квартира: по ней можно ходить, а если я становлюсь в полный рост и вытягиваю руку вверх, то даже до потолка не достаю: вот это масштабы! В машине есть кондиционер, большой холодильник, микроволновка, спальник, стол, розетка на 110 вольт.
«Хотел полицейскому ножичек показать — а он за пистолет»
Перед отправлением в первые рейсы работодатель консультировал Вадима, как ездить в определенном штате: ведь в каждом свои правила и законы, которые большинство американцев соблюдают.
— Границ и таможни между штатами нет, въезжаешь, и на глаза попадается лишь дорожный щит с приветственными словами. Никаких очередей, а за счет этого время очень экономится. Да и благодаря разрешенной скорости для движения — 100−120 км/ч — за 11−12 часов проезжаешь 1000−1100 километров.
Американская АЗС
В США нет ограничений по времени для заезда в города. К тому же водитель сам решает, как ему ехать: по населенному пункту или кольцевой дороге.
— Но в восточной части США есть свои особенности: дороги там старые, под трейлеры не очень приспособлены, парковок для грузовиков мало, а фирм, наоборот, много. Заезжать под разгрузку туда лучше ночью, когда дороги свободны от легковушек.
Еще один нюанс, который следует учитывать американским дальнобойщикам: во многих штатах грузовики могут ехать лишь по первым полосам, нарушил это требование — получай штраф от дорожной полиции.
— Меня несколько лет назад в Калифорнии оштрафовали на 120 долларов за то, что я вылез в третью полосу, а нельзя было, — говорит водитель.
Фото предоставлено читателем Александром
Но Вадим на полицию не жалуется, считает, что не такие уж они суровые, как о них говорят. Да и не останавливают они законопослушных водителей. Например, Вадима за все 15 лет жизни в США останавливали всего три раза.
— В США полиция с полосатыми палочками на дорогах не стоит, как у нас. Чаще всего они ездят в потоке и наблюдают за тем, как водители соблюдают ПДД. Нарушил — остановят, но не обязательно штрафанут, могут и предупреждение вынести: это зависит от того, что ты сделал. Очень любят поговорить с эмигрантами, узнать, как там в чужой стране живется. У меня, например, спрашивали про Сталина — я говорил им, что из России, потому что Беларусь они не знают.
Кстати, когда любого автомобилиста останавливает инспектор, то выходить из салона водителю ни в коем случае не надо — это может быть расценено как попытка нападения на полицейского и чревато серьезными последствиями.
— Попался и я как-то в такую неприятную ситуацию: инспектор спросил, есть ли у меня оружие. А у меня ножик в бардачке лежал, ну я туда и полез, хотел ему показать, где он лежит. Полицейский закричал, пистолет выхватил! Оказывается, я просто должен был ему сказать, где лежит оружие, но при этом никаких действий не предпринимать. Хорошо, что тогда обошлось все…
Фото предоставлено читателем Александром
Если владелец авто — любитель ездить подшофе — люди увидят это по «пьяным» автомобильным номерам: в штате Миннесота они черно-белые и начинаются с буквы W
Вадим рассказал, что лишиться водительского удостоверения в Америке можно легко, например, если попался пьяным за рулем.
— Если в крови немного алкоголя, то сразу прав не лишат, но будут такого водителя контролировать, а на машину повесят «пьяные» номера. А вот для дальнобойщика такое нарушение означает потерю работы. Никто не хочет брать водителей-пьяниц, ведь за таких надо платить повышенную страховку.
Помимо дорожной полиции дальнобойщиков могут проверить и оштрафовать инспекторы, которых профессиональные водители называют «диотишниками» (от DOT: Department of Transportation — Министерство транспорта. — Прим. AUTO.TUT.BY).
— Проверяют, чтобы не было перегрузки по весу (кстати, действуют ограничения по весу в США круглый год), техническое состояние трейлера, а также режим соблюдения труда и отдыха — по тахографу, который потребовали здесь устанавливать на грузовики совсем недавно.
К слову, американские водители должны работать по 40 часов в неделю (8-часовой рабочий день), но не более 60 часов — для городских водителей и не более 70 часов — для тех, кто ездит в дальние рейсы. За все, что свыше 40 часов, платят по двойному тарифу.
«Заработал на два собственных тягача»
Несколько лет Вадим пробовал работать наемным водителем в разных фирмах, в том числе тех, которые принадлежали американцам: возил и скоропорт, и сухие грузы. За год он наезжает около 150 тысяч миль (более 240 тысяч км. — Прим. AUTO.TUT.BY). Говорит, что лучше работать на американские компании, мол, «они и законы соблюдают более тщательно, обмануть не пытаются или недоплатить, как наши».
— Водитель сам выбирает, в какой рейс он поедет: короткий или длинный. Есть компании, которые предлагают работу с понедельника по пятницу, есть на две недели. Двухнедельная — хорошая поездка, за нее наемный водитель может получить около 3 тысяч долларов. Но еще лучше, когда ты выполняешь этот заказ на собственном грузовике: тогда можно заработать около 7 тысяч долларов чистыми.
Фото предоставлено читателем Александром
Этот микроавтобус Вадим купил, чтобы использовать как техничку
Вадим понял, что для того, чтобы больше зарабатывать, нужно купить свой тягач. Но одного желания мало, нужна возможность — ее мужчине предоставила одна из американских компаний-перевозчиков.
— У этой фирмы было сто своих машин. Они мне сказали: приходи к нам работай, если хочешь, покупай у нас в рассрочку трак. При этом выплачивать деньги я могу так, как мне удобно, рвать жилы и по тысяче долларов в месяц платить не надо было.
Наш земляк остановился на четырехлетнем тягаче Peterbilt за 30 тысяч долларов. Договорились, что выплачивать деньги он будет в течение четырех лет. До этого авто будет принадлежать компании, а Вадим будет возить их грузы и платить им проценты от стоимости. При этом страховкой и обслуживанием авто также будет заниматься компания.
— Мне не понадобилось четыре года, чтобы рассчитаться за трак — машина стала полностью моей спустя год.
Еще через пару лет Вадим поменял свой трейлер на другой, а также купил еще один, на который посадил наемного водителя. Для оказания помощи на дороге обзавелся микроавтобусом-техничкой.
— Я решил работать сам на себя, как говорят в Беларуси — ипэшник. Работой загружен, заказы есть постоянно, так что простоев у меня нет.
«Летаю в отпуск в Майами и собираюсь купить дом»
Сегодня заработок Вадима в месяц составляет 8−10 тысяч долларов. Этой суммы вполне хватает для того, чтобы достойно содержать свою жену-домохозяйку и уже четверых детей — Сергея, Ирину, Стивена и Николь.
— Конечно, то, что я сам себе хозяин, накладывает определенный отпечаток — у меня нет никакого социала, как при работе в компаниях. Но я и зарабатываю больше.
Фото предоставлено читателем Александром
Семья Вадима
Около 4 тысяч долларов в месяц у Вадима уходит на обязательные платежи. Больше всего тянет аренда дома — 1500 долларов (своего дома у семьи пока нет), а еще нужно оплатить страховку, обслужить автомобили, купить одежду, продукты и прочие траты. Все остальное Вадим откладывает.
Фото предоставлено читателем Александром
Этот дом за полторы тысячи долларов в месяц арендует семья Вадима
— Моя семья ни в чем не нуждается. У детей есть все, что им нужно, всякие новомодные Apple. Себе я купил новый BMW 750 за 100 тысяч долларов. Два раза в год всей семьей ездим в отпуск в Майами. Планируем обзавестись собственным домом.
Вадим убежден: останься он в Беларуси, таких возможностей для жизни у него бы не было. Хотя он признался, что и сейчас скучает по родине, благодаря своему видеоканалу на YouTube поддерживает связь с соотечественниками и заводит новые знакомства.
— Когда я работал в Беларуси, был один огромный минус — маленькие зарплаты и их постоянная задержка. Из-за безденежья водители сливали солярку или воровали запчасти и продавали их — хоть какая-то возможность добыть деньги на жизнь. В Америке такого нет — зарплата на фирмах выплачивается каждую неделю стабильно. Задержали — по суду заплатят в два раза больше. Это так важно: дать людям заработать и достойно жить на полученные от работы деньги…